Решения для поддержки учебных процессов

Новые инструменты в образовании

Первое компьютерное оборудование появилось в учебных заведениях сравнительно давно - более 15 лет назад. На первом этапе персональные компьютеры использовались в обучении прежде всего как наглядные пособия в курсах информатики, программирования и вычислительной техники. Постепенно накапливая опыт, учреждения образования стали применять информационную технику и по ее прямому назначению, в том числе, и непосредственно для поддержки учебного процесса. Со временем автоматизировались и вспомогательные функции, в первую очередь такие, как бухгалтерия, учет и планирование. С развитием интернет многие учебные заведения стали создавать свои веб-сайты и размещать информацию о себе и своих учебных программах в глобальной сети.

Следует отдать должное университетам и специализированным высшим и средним учебным заведениям, которые не только интенсивно развивают собственные информационные системы, но и активно занимаются строительством целых сегментов сети. Причем, речь идет не только о скоростных современных каналах связи, но и о продуманной инфраструктуре, о ценных и хорошо систематизированных ресурсах, включающих информацию специального и общеобразовательного характера, целевые справочники, готовые учебные материалы и т.п.

Современные условия заставляют высшее образование искать все новые способы развития и модернизации, сочетающие в себе учебно-научную деятельность и коммерческую успешность. Оптимальным решением такой задачи становится использование современного потенциала информационных технологий. При создании единого информационного пространства вузов России главным становится объединение разнородных информационных систем в цельное, динамично развивающееся информационное пространство вуза.

Эффективность обучения и системы образования в целом зависит от ряда факторов, но роль информации и информационных ресурсов в учебных процессах становится все более важной. Доступностью или недоступностью актуальной информации определяется уровень знаний преподавателей и учащихся, что существенно отражается на качестве обучения в учебном заведении. Средние школы, учреждения профтехобразования, высшие учебные заведения и центры повышения квалификации вынуждены расходовать значительные ресурсы на решение весьма сходных проблем. Школа должна быть впереди. Активное продвижение учебных заведений к использованию возможностей современных информационных технологий необходимо для решения проблемы подготовки квалифицированных специалистов в современной России. Идеи и методы сегодняшнего обучения ложатся в основу формирования нового поколения — это единственно возможный и правильный путь.

Проблема быстрого устаревания учебной информации может решаться за счет создания собственного издательского комплекса и единого информационного портала, которые будут предоставлять учащимся актуальные знания. При этом затраты образовательного учреждения даже уменьшатся, благодаря резкому снижению тиражей учебных пособий (печатать не на склад, а столько, сколько нужно), снижению стоимости отпечатка в промышленных цифровых типографиях и ускорению издания необходимых учебных пособий.

Процессы обучения и информационный обмен

Учебные процессы - при всей их сложности и разнообразии - можно рассматривать как прямой и интенсивный обмен информацией между преподавателем и учащимися. Конечно, это лишь один из аспектов, но оценка обучения с этой точки зрения помогает быстро оценить эффективность учебного процесса в целом.

Конечно, твердо усвоить полученные знания не менее важно, но в первую очередь стоит узнать, имеет ли обучаемый возможность получить информацию в необходимом объеме, в удобной для него форме, и - скольких усилий и временных затрат ему это будет стоить. Например, если преподаватель на лекции или на уроке постоянно ссылается на информационные источники, недоступные аудитории в рамках графика обучения, - он впустую тратит время, которое может быть израсходовано с большей пользой.

Традиции и исследования

Типичная картина традиционного обучения: преподаватель рассказывает, учащиеся конспектируют (записывают) информацию с его слов. Учебники и дополнительная литература играют роль вспомогательного информационного канала. Обратная связь - проверка знаний - реализуется с помощью контрольных работ и экзаменов.

Доля визуальных средств подачи информации постоянно растет, поскольку известно, что более 90% информации воспринимается человеком через зрение. Активное использование самого мощного информационного канала существенно повышает уровень восприятия. Здесь применяются такие средства как цвет, форма, видео, компьютерная графика, анимация и мультипликация.

Роль преподавателя в традиционном обучении исключительно велика. Квалификация включает в себя не только знание предмета, но и презентационные навыки и способности, а также гибкое понимание нужд и возможностей обучаемых. Сделать определенный предмет в школе "любимым" или "нелюбимым" для детей - исключительная прерогатива конкретного учителя. То же самое происходит и в ВУЗах - студенты дружно стремятся на лекции одних преподавателей и избегают других.

Проблемы роста интенсивности обучения

Увеличение нагрузки на преподавателя:

  • устное изложение материала, лишние записи
  • подготовка «самодельных» материалов и пособий
  • большие временные затраты

Увеличение нагрузки на обучаемых:

  • конспектирование
  • поиск нужных материалов
  • нарушение графика обучения

Снижение качества обучения:

  • устаревшие учебники - устаревшие программы
  • плохие знания: материалы не доступны и не усвоены
  • низкий уровень обратной связи
  • снижение общего интереса к обучению

Информационная система поддержки учебного процесса

Конфигурация и возможности информационной системы зависят от структуры, размера и специфики учебного заведения, а также - от развитости его внутренней и внешней информационной инфраструктуры. В любом случае, система для поддержки учебного процесса имеет существенное отличие от отраслевых и корпоративных информационных систем, нацеленных на использование в офисе или на производстве. Это отличие - отсутствие встроенного "конвейера", задающего жесткие временные рамки исполнения тех или иных операций. Вместо этого информационная система учебного заведения предлагает гораздо более высокий уровень структуризации ресурсов. Во главу угла ставится автоматизация и развитие процессов обмена информацией, а также ее сбора, обработки, хранения и предоставления - именно там и тогда, когда в ней возникает необходимость.

Если Вас попросили что-либо кому-то передать - требуются две вещи: сам предмет, который следует передать, и способ передачи его указанному адресату: перевозка, отправка по почте или нечто другое. Если соотнести это с информационной системой, окажется, что важно не только создать и организовать информационные ресурсы. Не менее существенное звено - способы или "каналы" передачи и, возможно, гарантированной доставки. Поэтому информационная система для поддержки учебных процессов представляет собой не просто хранилище, подобное архиву, а комплексное решение, тесно интегрирующее несколько дополняющих друг друга технологий.

Электронная библиотека - основной информационный ресурс учебного заведения. Она отличается от обычной тем, что теперь достаточно иметь один экземпляр книги - и эту книгу смогут прочитать все, кому она требуется в данный момент. Более того, если вся книга не нужна - можно поместить в библиотеку только нужную часть, независимо от оформления и количества страниц. Можно "вырезать" статью из журнала и сохранить ее в требуемом формате. Можно использовать уникальные оригиналы: рукопись, древнюю книгу или раритетное издание. С другой стороны, графики, тексты, таблицы и диаграммы, подготовленные на компьютере тоже ничем не хуже. С таким же успехом можно сделать и подборку из интернет-страниц или электронных фотографий.

А вот и уникальные качества электронной библиотеки: в ней можно хранить видеофильмы, звуковые записи и даже готовые интерактивные пособия - компьютерные учебные курсы и программы, все это не изнашивается и не может потеряться. Учетные карточки тоже не совсем обычные. При заполнении они похожи на традиционные, но при поиске показывают себя с лучшей стороны: любой материал может быть найден и получен за несколько секунд. Типовая электронная библиотека может содержать более миллиона уникальных учетных единиц (карточек), а объем хранения в страницах практически не имеет ограничений, Найденную книгу или фильм можно немедленно открыть для просмотра.

Центр подготовки и печати учебных материалов по требованию

Центр подготовки учебных материалов построен на базе оперативной цифровой типографии Ксерокс. Этот компактный комплекс позволяет изготавливать готовые комплекты заказных подборок учебных материалов: тетрадей и даже профессиональных книг, сопровождающих учебный курс. Естественно, без квалификации профессиональных печатников и практически без ручного труда. Теперь нет необходимости использовать в курсе несколько учебников и два десятка различных источников - все это можно собрать в одно компактное пособие, составленное точно по программе. Есть даже возможность подготовить и отпечатать персональные пособия для каждого обучаемого. И ни одним экземпляром больше! Комплекс недаром называется оперативным: изготовление наборов учебных материалов для группы в 50 человек занимает всего 2-3 часа.

Прямое подключение комплекса к электронной библиотеке и к интернет, а также возможность быстрого сканирования бумажных оригиналов сокращает усилия по предпечатной подготовке настолько, что центр подготовки и печати учебных материалов с успехом обслуживается (в зависимости от загрузки) одним-двумя операторами, владеющими навыками грамотных компьютерных пользователей. Кстати, в реальной жизни сами учащиеся: студенты и старшеклассники с удовольствием и вполне профессионально работают с этой техникой. Производительность и функциональность может значительно варьироваться. Это зависит только от Ваших требований – возможна поставка более двух десятков различных моделей цифровых печатных машин.

Электронная публикация работ

Система электронной публикации работ дает возможность учащимся собирать и готовить материалы, необходимые им в процессе обучения и - одновременно с повышением личной активности - стимулирует коллективную работу. Кроме того, учащиеся привыкают к продуктивному использованию ресурсов электронной библиотеки и интернет. Обладая полной "прозрачностью" для преподавателей, система электронной публикации позволяет группировать учащихся для эффективной работы и наиболее гибко выявлять и учитывать личные способности и интересы каждого из них.

Обратная связь и контроль знаний

Все значимые работы учащихся, независимо от того, написаны ли они от руки или подготовлены с помощью компьютера, - без затруднений могут быть введены и сохранены в информационной системе. И сам обучаемый, и его преподаватели имеют возможность вернуться к этим работам при необходимости и использовать накопленный материал в процессе и по окончании курса обучения. Это помогает не нарушать целостность учебного процесса при увеличении его темпа и интенсивности. Иными словами, акценты смещаются с известной схемы "сдал - забыл" к сумме работ, реально выполненных учащимся в процессе учебы.

Кроме того, в рамках информационной системы могут быть обеспечены практические любые схемы опросов, анкетирования и обратной связи, касающиеся всех аспектов учебного процесса, от уровня знаний учащихся до подготовленности классов и персональных требований к преподавателям.

Оборудование

Для работы с бумажными оригиналами и документами применяется специальное цифровое оборудование, плотно интегрируемое с соответствующим программным обеспечением. Во многом именно возможностями этого оборудования определяется работоспособность, эффективность и конечная функциональность системы для поддержки учебных процессов. Главный принцип: использование информационной системы должно упрощать работу и обеспечивать реальные выгоды, - а не создавать дополнительную нагрузку, как это бывает при неквалифицированных проектировании и реализации.

Например, принципиальна скорость сканирования (ввода) бумажных документов: если настольный сканер, ориентированный на домашнее применение позволяет сканировать страницу книги за 0.5...3 минуты, то для ввода учебных материалов в ходе занятия необходим канал системы, обеспечивающий автоматизированный ввод 50 и более страниц в минуту.

Мы предлагаем десятки моделей и целые линейки оборудования для информационных систем, включая комплексы для поточного ввода-вывода, распределенной печати и многопользовательской работы. Большая часть этого оборудования не требует дополнительной квалификации от использующего его персонала. Это означает, что любой школьник, преподаватель или студент, независимо от уровня знания информационных систем, может выполнять все необходимые операции.

Роль web-портала учебного заведения

В сфере образования накапливается успешный опыт применения интернет-технологий. Самая простая идея: реклама учебного заведения и программ обучения, создание постоянно действующего "интернет-представительства". Размещение динамических данных, например, обслуживание экзаменационного процесса с публикацией материалов и результатов экзаменов может оказаться уже куда более сложной задачей. При традиционном подходе, чем чаще обновляется информация на веб-сайте, тем больше ресурсов требуется для его поддержки. Именно поэтому преимущества дистанционного обучения широко обсуждаются, но лишь немногим учебным заведениям удается использовать их на практике.

Портальные технологии позволяют применить принцип однократной публикации и задействовать ресурсы внутренней информационной системы учебного заведения для автоматического обновления информации в интернет.

Дистанционное обучение

Разные люди воспринимают информацию с разной скоростью, - часто этому не уделяется достаточного внимания. То же касается формы и порядка подачи материала. Как правило, значительная часть обучаемых плохо структурирует новые сведения "на лету" и ищет опору в уже знакомых областях и подходах. В этом случае вспомогательный информационный канал - учебная и тематическая литература - может стать основным. Так или иначе, учащиеся могут адаптироваться к методике обучения лишь в доступных им пределах, а традиционные схемы обратной связи смешивают совершенно различные факторы: качество преподавания, персональные способности обучаемых, их средний уровень, организацию и обеспечение учебного процесса, методики обучения и т.п.

Идея дистанционного обучения не нова: существуют серьезные наработки в этой сфере, накопленные за много лет. С развитием цифровых коммуникаций, электронной почты и интернет дистанционное обучение может быть выведено на принципиально новый уровень. Мировой опыт показывает, что создание работающих инструментов для комфортного дистанционного обучения позволяет привлечь к получению образования разные возрастные и социальные группы и даже целые категории населения, по тем или иным причинам изначально далекие от стремления учиться.

Большинство университетов и центров повышения квалификации уже используют новые возможности для создания привлекательных учебных программ с отрывом и без отрыва обучаемых от основной деятельности. В новой реальности механизмы дистанционного обучения строятся на базе интернет, как канала доставки, и ресурсов информационной системы для поддержки учебного процесса, объединенных портальными веб-технологиями.

"Учебники по требованию"

Шаг 1: ПОДГОТОВКА
Преподаватель отбирает нужные для своего курса материалы в электронной библиотеке в любое удобное для него время. Формируется электронный комплект учебных пособий для каждого слушателя.

Шаг 2: ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Любой из слушателей курса может предварительно просмотреть содержимое комплекта предлагаемых учебных пособий и отправить свои вопросы преподавателю.

Шаг 3: ПОЖЕЛАНИЯ УЧТЕНЫ
Преподаватель учитывает все пожелания, размещая дополнительные материалы и обновления.

Шаг 4: ЗАКАЗ
Слушатели курса подтверждают заказ на изготовление персональных комплектов к началу обучения.

Шаг 5: ИЗГОТОВЛЕНИЕ
Центр подготовки учебных материалов печатает необходимое количество комплектов.

Шаг 6: НАЧАЛО ОБУЧЕНИЯ

Начало курса. Каждый обучаемый получает требуемый комплект учебных материалов.

Шаг 7: ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Преподаватель имеет возможность вводить дополнительные материалы по мере обучения в рамках существующего процесса.

Нами совместно с компанией Xerox для поддержки учебных процессов предлагается технологическое решение на базе четырёх подсистем:

  • «Электронная библиотека»
  • «Ввод и обработка образов документов»
  • «Информационная Система»
  • «Цифровая типография»

Результаты внедрения:

  • Повышение конкурентоспособности Учебного Заведения на рынке образования
  • Успешная адаптация учебного процесса к интенсивно меняющимся требованиям системы современного образования
  • Повышение динамики образовательного процесса
  • Перевод информационных ресурсов в цифровую среду путем создания единого информационного портала и оцифровки «бумажной» библиотеки
  • Уменьшение бюджетных затрат вуза за счет резкого снижения тиражей учебных пособий
  • Решение проблемы быстрого устаревания учебной информации путем своевременной и оперативной издательской поддержки.
  • Гарантии интеграции новых комплексов в имеющуюся инфраструктуру Учебного Заведения

создание сайта Артпрайм